23 апреля 2013 г.

БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ И КОРАН



БЛАГОДАТНЫЙ  ОГОНЬ  И  КОРАН
Пресс-релиз № 106

1. Церемония «нисхождения благодатного огня» в кувуклии Храма Гроба Господня в Иерусалиме, проводимая ежегодно в субботу перед юлианской Пасхой, есть ритуализация стиха из Корана (24:35).

2. Приводим его в переводе Крачковского: «Аллах – свет небес и земли. Его свет – точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло – точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного – маслины, ни восточной, ни западной. Масло её готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведёт Аллах к Своему свету, кого пожелает».
3. «Перевод смыслов» Пороховой здесь неудовлетворителен. Достаточно привести один пример: Порохова называет дерево – источник масла – не «маслиной» (как правильно делает Крачковский), но «смоковницей». Будучи профаном в области товароведения и биохимии масличного сырья, она не знает, что смоковница (она же смоква, она же фига, инжир, фикус, сикомора) не является масличным растением.
4. Первое предложение (К. 24:35) – любимое изречение суфиев. Его зафиксировали в надписи на куполе Айя-Софии по приказу падишахов Блистательной Порты (императоров Ромейской–Румийской империи) из династии Османов, имевших статус халифа (т. е. заместителя или викария Посланника Божия на Земле).
5. Крачковский толкует упоминание ниш в указанном стихе, говоря, что «подразумеваются монахи в кельях». Как «ниши для дервишей» понимает это место и хранитель текие-дервиш ордена Мевлявия в Гезлеве (Евпатория) бикеч бейлика Яшлав, мастер-суфий Алифе-ханум Яшлавская.
6. Иерусалимский ритуал обязательно включает в себя шествие ключарей Храма Гроба Господня – суфийских кизилбашей («красноголовых», т. е. носящих красные фески), уполномоченных хранить ключи 500 лет назад фирманом падишаха и до сих пор соблюдающих традицию. Без них церемонию нисхождения огня в кувуклии не проводят.
7. В описании светильника Крачковский видит аллюзию на (2 Пет. 1:19): «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте».
8. Он же считает, что определение маслины, как «ни восточной, ни западной» означает, что Коран говорит о «дереве не земном, а небесном». Заметим, однако, что двойственность характеристики маслины, дающей самовозжигающееся без внешнего огня масло, есть явная аллюзия на (Откр. 11:4): «Это суть две маслины и два светильника, стоящие перед Богом». В этой главе «Откровение» говорит о «двух свидетелях» (Откр. 11:3), «двух пророках» (Откр. 11:10), из уст которых выходит огонь (Откр. 11:5). Двоичность этих маслин-светильников-свидетелей-пророков, низводящих особый огонь, связана с двойственностью сущности Посланника Божия и Его Имени.
9. «Бог – свет неба и Земли» (Коран, 24:35)
«Бог есть свет» (1 Иоанна, 1:5)
«Свет на свете!» (Коран, 24:35)
«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоанн, 1:16)
10. Мир вам! (Иоанн, 20:19)

Профессор          Н. Е. Алёшин

(Алёшин Николай Евгеньевич
blog: isaurian.blogspot.com)

Комментариев нет:

Отправить комментарий