БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ И КОРАН
Пресс-релиз № 106
1. Церемония «нисхождения благодатного огня» в кувуклии Храма
Гроба Господня в Иерусалиме, проводимая ежегодно в субботу перед юлианской
Пасхой, есть ритуализация стиха из Корана (24:35).
2. Приводим его в переводе Крачковского: «Аллах – свет небес
и земли. Его свет – точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло –
точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного – маслины, ни
восточной, ни западной. Масло её готово воспламениться, хотя бы его и не
коснулся огонь. Свет на свете! Ведёт Аллах к Своему свету, кого пожелает».
3. «Перевод смыслов» Пороховой здесь неудовлетворителен.
Достаточно привести один пример: Порохова называет дерево – источник масла – не
«маслиной» (как правильно делает Крачковский), но «смоковницей». Будучи
профаном в области товароведения и биохимии масличного сырья, она не знает, что
смоковница (она же смоква, она же фига, инжир, фикус, сикомора) не является
масличным растением.
4. Первое предложение (К. 24:35) – любимое изречение суфиев.
Его зафиксировали в надписи на куполе Айя-Софии по приказу падишахов
Блистательной Порты (императоров Ромейской–Румийской империи) из династии
Османов, имевших статус халифа (т. е. заместителя или викария Посланника Божия
на Земле).
5. Крачковский толкует упоминание ниш в указанном стихе,
говоря, что «подразумеваются монахи в кельях». Как «ниши для дервишей» понимает
это место и хранитель текие-дервиш ордена Мевлявия в Гезлеве (Евпатория) бикеч
бейлика Яшлав, мастер-суфий Алифе-ханум Яшлавская.
6. Иерусалимский ритуал обязательно включает в себя шествие
ключарей Храма Гроба Господня – суфийских кизилбашей («красноголовых», т. е.
носящих красные фески), уполномоченных хранить ключи 500 лет назад фирманом
падишаха и до сих пор соблюдающих традицию. Без них церемонию нисхождения огня
в кувуклии не проводят.
7. В описании светильника Крачковский видит аллюзию на (2
Пет. 1:19): «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо
делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте».
8. Он же считает, что определение маслины, как «ни восточной,
ни западной» означает, что Коран говорит о «дереве не земном, а небесном».
Заметим, однако, что двойственность характеристики маслины, дающей
самовозжигающееся без внешнего огня масло, есть явная аллюзия на (Откр. 11:4):
«Это суть две маслины и два светильника, стоящие перед Богом». В этой главе
«Откровение» говорит о «двух свидетелях» (Откр. 11:3), «двух пророках» (Откр.
11:10), из уст которых выходит огонь (Откр. 11:5). Двоичность этих маслин-светильников-свидетелей-пророков,
низводящих особый огонь, связана с двойственностью сущности Посланника Божия и
Его Имени.
9. «Бог – свет неба и Земли» (Коран, 24:35)
«Бог есть свет» (1 Иоанна, 1:5)
«Свет на свете!» (Коран, 24:35)
«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать»
(Иоанн, 1:16)
10. Мир вам! (Иоанн, 20:19)
Профессор Н.
Е. Алёшин
(Алёшин Николай Евгеньевич
blog:
isaurian.blogspot.com)
Комментариев нет:
Отправить комментарий